МБОУ "Айдарская средняя общеобразовательная школа им. Б.Г.Кандыбина"
с. Айдар, Ровеньский район, Белгородская область.
  • Будущим первоклассникам

    будущие первоклассники

    Уважаемые родители!

    На этой странице вы узнаете:

    • Что такое готовность ребенка к школе?
    • Как определить уровень готовности ребенка к обучению школе?
    • Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе

    Если ваш ребенок — первоклассник: советы родителям

    1. Обязательно соблюдать режим дня. Выспавшийся ребенок спокойнее реагирует на сложности, чувствует себя увереннее и быстрее принимает правильные решения. В первом классе целесообразно сохранить дневной сон. Он будет не таким продолжительным, как это было в детском саду. Но если малыш сильно утомляется, позвольте ему поспать час после возвращения из школы. 
    2. Первокласснику будет интереснее придерживаться этого распорядка, если он вместе с мамой или папой продумает режим дня и оформит красочный плакат. Зафиксируйте на нем, что именно школьнику важно сейчас успевать и как это лучше делать. Обязательно оставьте время для игр и любимых мультиков. У ребенка должно закрепиться понимание, что школа — это не кабала, а продуктивная часть жизни. 
    3. Правильно организовать рабочее место первоклассника. Как это сделать, вы можете прочитать здесь.
    4. Если до школы ребенок не посещал кружки и секции, где он уже освоился, то в первом классе не стоит устраивать лишний стресс. Главная задача первоклассника — адаптироваться к школьной жизни. Всё остальное второстепенно. Когда он ходит в школу искусств или секцию, где уже хорошо знакомый наставник, друзья, привычные нагрузки, то дополнительное образование впишется в новый этап. Но если первоклашке, привыкающему к учительнице, одноклассникам, урокам и дисциплине, придется еще приобщаться и к факультативным занятиям вне школы, то неокрепшая детская психика может не выдержать такого бремени. Не стоит рисковать психоэмоциональным состоянием ребенка!

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Задание для родителей. Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):

    Узнавать большинство букв

    Читать слова

    Читать предложения

    Писать буквы

    Писать слова

    Узнавать цифры от 1 до 9

    Считать от 1 до 10 и обратно

    Выполнять арифметические действия в пределах 10

    Другое (что-то еще) __________________________________

    Как определить уровень готовности ребенка к обучению школе?К моменту, как у ребенка наступит школьный возраст, у него должны быть сформированы: Личностно-мотивационная готовность. Она подразумевает, что ребенок хочет идти в школу не для того, чтобы играть, а для того, чтобы учиться; что у него есть потребность в расширении круга своего общения и включения в него будущих одноклассников и учителей; что у него сформирована адекватная самооценка, которую можно транслировать как «это я умею, а этого – не умею, но не становлюсь хуже от того, что пока не умею».

    Интеллектуальная готовность к школе означает сформированность у дошкольника памяти, воображения, образного и пространственного мышления; развитую речь; некоторый запас знаний об окружающем мире и умений.

    Эмоционально-волевая готовность – это появление произвольности и регуляции, умение подчиняться правилам, выполнять требования, соблюдать нормы и контролировать себя самостоятельно, без помощи взрослого.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Существует 4 уровня школьной готовности, от максимального до минимального.

    Высокий уровень школьной готовности

    Когда можно говорить о том, что ребенок всецело готов к тому, чтобы пойти в первый класс?  Когда у дошкольника: хорошее физическое развитие, он активен и бодр, не страдает хроническими заболеваниями; рука малыша отлично подготовлена к письму; у него развит фонематический слух; в общении ребенок демонстрирует широкий кругозор; его словарный запас составляет не менее 3000 слов, и он активно ими пользуется; он понимает, что такое переносный смысл слова. Он обладает определенным запасом педагогических умений - пытается читать, считать, знает цифры и счет.  Это не обязательно для поступления в школу, но такое заинтересованное поведение тоже говорит о психологической готовности малыша к обучению. Еще очень важный момент – умение регулировать свое поведение, то есть понимать правила, подчиняться им и иногда делать даже то, что не очень хочется, но надо. Если ко всему этому ребенок устойчиво стремится пойти в школу, причем не ради новых знакомств и новых игр, а именно ради обретения новых знаний – все это говорит о высоком уровне готовности дошкольника к обучению. Первый класс ждет его!

    Средний уровень школьной готовности

    Почти все то же самое отличает школьную зрелость среднего уровня. Но в данном случае у ребенка есть небольшие трудности (их можно определить, как локальные). Рука готова к письму, но мелкая моторика нуждается в улучшении. Слух у малыша отличный, он знает стихи и сказки, словарный запас достаточно большой. Показательно, что ребенок, услышав от взрослого историю или сказку, способен вести диалог о прочитанном, отвечать на вопросы мамы или папы. Он также неплохо знает цифры и некоторые буквы, произвольно регулирует свое поведение и вполне способен решать учебные задачи. Но в этом ему небольшая помощь взрослых – без внешней стимуляции учиться ему скучновато.

    Уровень школьной готовности ниже среднего

    Самое главное – это то, что желание учиться в школе у такого ребенка весьма неустойчиво: сегодня он хочет играть, завтра горит желанием получать новые знания. У него не очень развитая речь, и это сразу заметно в общении. Но не только в разговорах важна речь: одна из функций речи – регулятивная. Малыш должен уметь сам себя «уговаривать» на выполнение задач – «Нет, я не пойду гулять, пока не допишу эту строчку красивым почерком». Поэтому неразвитая речь сказывается и логике, и на воле малыша. Можно часто заметить, что при выполнении заданий он «путается в показаниях»: не умеет устанавливать очевидные сходства или различия в понятиях, не всегда способен обобщать предметы по ключевому признаку. При этом физическое развитие обычно хорошее или удовлетворительное. Когда у ребенка уровень школьной готовности ниже среднего, взрослым приходится не только помогать, но и буквально «сидеть над душой», направляя ребенка шаг за шагом в выполнении его действий. Взрослым стоит понимать, что при таком уровне готовности учиться ребенку будет трудно. Если есть возможность, момент поступления в школу лучше отложить на год

    Низкий уровень школьной готовности

    При хорошем или удовлетворительном физическом развитии у ребенка, который демонстрирует такой уровень готовности узкий кругозор, маленький словарный запас. Прочитанную сказку или рассказ он может пересказать только при активной помощи взрослого: без наводящих вопросов не обойтись. Отсутствует готовность руки к письму. Без помощи взрослого ему не под силу справляться с заданиями по возрасту, да и мотивация к учебе слабая. Такому ребенку имеет смысл на год задержаться в дошкольниках.

    Нужно всегда помнить, что есть множество объективных причин, которые могут задержать школьную зрелость и затруднить приобщение ребенка к овладению школьными навыками. Если это – определенная незрелость корковых и регуляторных структур головного мозга, то лучше дать ребенку еще один год для того, чтобы он догнал своих сверстников. Этот год лучше посвятить не обучению, а развитию и социализации малыша. Для здоровья ребенка будет лучше, если он чуть-чуть не будет дотягивать по уровню знаний, зато будет здоров физически, с нормальным неврологическим статусом, обладающий выраженной эмоциональной зрелостью – и с ярко выраженным желанием пойти в школу и научиться тому, чего он пока не знает. Ведь трудности в учебе преодолимы, а вот сложная социальная адаптация в первом классе может плохо сказаться на всех последующих образовательных успехах ребенка.

    Что такое готовность ребенка к школе?

     Как определить уровень готовности ребенка к обучению школе?

    С помощью следующего теста Вы можете выявить уровень общей готовности Вашего

    ребенка к обучению в школе.

    Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет.

    За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.

    1. В школе у меня будет много новых друзей.

    2. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья – уже первоклассники

    3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.

    4. Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни

    5. Интересно, как выглядит классная комната.

    6. Я обязательно буду учиться хорошо.

    7. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.

    8. Я думаю, что в школе будет интереснее, чем в детском саду.

    9. Мне очень интересно, какие в школе уроки..

    10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.

    Подсчитайте результаты.

    1-3 б. – Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу.

    4-8 б. – Ваш малыш хочет в школу, но важно определить, что для него важнее: внешняя

    сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или уроки.

    Если больше утвердительных ответов получено по вопросам первой части теста, то

    ребенок еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше

    положительных ответов по вопросам второй половины, то ваш малыш вполне

    представляет, для чего ходят в школу.

    9-10 б. – Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно.

    По итогам теста побеседуйте с ребенком. Важно заинтересовать малыша, показать ему,

    что в школе ему может быть очень интересно, расскажите, что в школе у него появится

    много новых друзей, что он будет весело и интересно проводить каникулы. Объясните

    ему, что учеба - это занятие само по себе весьма занимательное, но непростое, что в школе

    он узнает много нового и интересного. Рассказывая ему о школе, не приукрашивайте

    будущую действительность. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но

    интересно.

    Уделяйте больше внимания целенаправленной подготовке к школе – в этом Вам помогут

    материалы данного пособия. Необходимые занятия с мамой, папой или бабушкой,

    особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес к учебе, к процессу

    познания.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Чтобы выявить, готов ли ребенок психологически к обучению,

    пройдите с ним небольшой опросник:

    1. Хочешь ли ты пойти в школу?

    2. Зачем нужно ходить в школу?

    3. Чем ты будешь заниматься в школе? (или Чем обычно занимаются

    в школе?)

    4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

    5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

    6.Как нужно вести себя на уроках в школе?

    7.Что такое домашние задания?

    8. Зачем нужно выполнять домашние задания?

    9. Чем ты будешь заниматься, когда придешь из школы?

    10.Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в

    школе?

    Как оценивать ответы ребенка: На каждый вопрос дошкольник должен дать правильный и развернутый ответ. Например, на второй вопрос «Зачем нужно ходить в школу?» верным будет ответ примерно такого содержания: «Чтобы получить знания...Становиться грамотным, умным...», неполным ответ: «Учиться» и неверным – «Чтобы было весело…». Вы получили неполный или неверный ответ? Тогда задайте ему уточняющий вопрос.

    Если после этого ребенок ответил правильно – ставите 1балл.

    Если ответ остался не дополненным – он получает 0.5 балла.

    За неправильный баллы не начисляются. В итоге максимальное количество баллов – 10.

    Если ребенок набрал 8-10 баллов – он полностью готов к школе на психологическом уровне.

    5-7 баллов – ребенок не совсем готов к обучению (если были получены несколько неполных ответов).

    Менее 5 баллов – готовность к школе нулевая.

    В том случае, если минимум на 5 вопросов были даны развернутые ответы – такого ребенка можно признать готовым к обучению, поэтому тщательно следите, чтобы ответы были как можно более содержательными.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    О психологической готовности к обучению в школе свидетельствуют:

    - учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

    - умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);

    - развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных способностей:

    - развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).

    - пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).

    - координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

    - развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).

    - развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).

    - развитие произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово-картинка либо слово-ситуация).

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник 9.00 15.00
    Вторник 9.00 15.00
    Среда 09.00 15.00
    Четверг 09.00 15.00
    Пятница 09.00 15.00

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie